Ремесло как призвание: как амурские мастера возрождают русские традиции
Фестиваль «Знаковое место» объединяет творцов, которые сохраняют наследие предков и вдохновляют молодое поколение.
Уже второй год подряд в Свободном проходит фестиваль современного искусства «Знаковое место». В Городском парке собираются ремесленники из Амурской области, чтобы провести мастер-классы по традиционным и современным видам рукоделия: плетению из полиротанга, созданию русской народной куклы, изготовлению свечей и многому другому. Главная цель фестиваля — пробудить интерес к русской культуре, помочь найти единомышленников и дать возможность обменяться опытом и знаниями.
Мы поговорили с четырьмя мастерами Амурской области – участниками фестиваля – о том, как они пришли к ремеслу, какую роль оно играет в их жизни и почему такие мероприятия важны для популяризации народного искусства.
Первое знакомство
Ирина Серебряная, член Амурской региональной общественной организации мастеров декоративно-прикладного искусства, увлеклась созданием тряпичных кукол после того, как увидела одну из них в книге. Её поразил необычный облик: тряпичный оберег в русском сарафане, с руками и головой, но без лица. По поверьям наших предков считалось, что так в куклу не вселится нечистая сила.

«Тогда я работала педагогом. Мы с ребятами изучали народный костюм и русские рукоделия – шили сумки, фартуки, игрушки, изготавливали коллекции одежды, — рассказывает Ирина Серебряная. — В книге я искала новые идеи для занятий, но в итоге встреча с этой куклой изменила мою жизнь. Я стала участвовать в мастер-классах, в выставках, ярмарках. Можно сказать, что именно кукла вывела меня в народ. Теперь я занимаюсь этим ремеслом уже 13 лет».
Мастер Марина Маренчак пришла к ремеслу через любовь к растениям. Захотев однажды украсить дом плетеным кашпо, она обнаружила в интернете технику работы с полиротангом — синтетическим аналогом лозы. С тех пор вот уже больше года она занимается плетением вместе с семьей.
«Мне нравится, что материал недорогой, но по качеству не уступает натуральной лозе или ротангу. А еще с ним легко: не нужно ничего вымачивать, сушить — просто берешь и плетешь. Форм, цветов и техник столько, что фантазия сама разыгрывается. Сначала были горшки для растений, а потом — лукошки, грибочки… Сейчас мечтаю сделать большого гнома для своего сада», — делится Марина Маренчак.



Художница Евгения Намаконова познакомилась с народной росписью по дереву благодаря преподаванию в колледже. Традиционные орнаменты пришлось изучить при подготовке к одному из занятий.
«За основу я брала русскую роспись: хохломскую, мезенскую, городецкую, пермогорскую. Изучала направления и мотивы, что-то комбинировала, экспериментировала. — постепенно нашла свой стиль. Изначально это было просто хобби, я даже не догадывалась, что все перерастет в основную работу. В итоге я ушла из колледжа и стала свободным художником. Открыла свою лавку, создаю сувениры, декоративную живопись, графику и иллюстрации», — рассказывает Евгения Намаконова.
Есть на фестивале мастера, которые занимаются несколькими видами рукоделия. Например, Елена Морозова, педагог ИЗО и ДПИ, пробует разные занятия: от алмазной мозаики до лепки из глины. Без творчества не представляет жизнь: оно помогает расслабиться, заглянуть внутрь себя и увидеть красоту даже в мелочах. Сейчас ее увлечение – свечи из вощины — тонкие листы пчелиного воска с шестигранными ячейками.
«С вощиной работать гораздо приятнее, чем с парафином — это полностью натуральный материал, из которого пчеловоды делают специальные рамки и вставляют в ульи, а затем пчелы превращают в настоящие соты для меда. Именно эта натуральная структура сот и переходит в мои свечи, придавая им особую природную красоту», — делится Елена.

Современный взгляд на традиции
По сей день мастера стараются соблюдать исконные правила и законы ремесел, но они допускают и современные интерпретации. Например, Ирина Серебряная иногда отходит от канонов, делая кукол на каркасе – так они устойчивее и подходят для детских игр, признается мастер.
Свои традиции есть и в художественно-изобразительных промыслах: здесь важно учитывать значение того или иного элемента, подчеркивает Евгения Намаконова. Например, в мезенской росписи прямая красная линия в зависимости от места расположения обозначает небесный свод или земную твердь, а волнистая под ней — воду, течение жизни. И подобных мотивов очень много. Прежде чем скомбинировать их, необходимо знать тот или иной смысл.
«Иногда в работах я использую такие элементы, но чаще прибегаю к более понятным символам — например, образам ангелов. Они значат для людей больше, чем зашифрованные послания», — подчеркивает Евгения.
Марина Маренчак отмечает, мастера-лозоплеты использовали всего 3 основных вида техник, тогда как современные материалы позволяют использовать самые разные схемы и создавать множество уникальных изделий.
«Полностью сохранить ремесло в первозданном виде невозможно, ведь время не стоит на месте, появляются новые технологии и материалы, — развивает мысль Елена Морозова. — Строгое следование правилам может отпугнуть молодежь, а творческая свобода, наоборот, привлекает. Поэтому важно максимально бережно сохранять суть ремесла, основные техники, но адаптировать его к сегодняшнему дню».
Культурный праздник для всех
Ремесленники отмечают, что интерес к их делу растет: все больше людей интересуются русскими народными традициями и промыслами. Мастера рады делиться своими знаниями, и фестиваль «Знаковое место» выступает для этого удобной площадкой. Посетители могут попробовать свои силы в разных ремеслах в праздничном формате, что увлекает и взрослых, и детей.

Так, Ирина Серебряная знакомит амурчан на фестивале с народной куклой уже второй год подряд.
«Мне хочется рассказать людям о наших традициях и о самой кукле. Потому что даже если кто-то о ней и слышал, то уж точно не пробовал делать своими руками. В процессе я объясняю, какие обряды связаны с тем или иным оберегом», — делится Ирина Серебряная.
Мастер-классы помогают не только узнать новое и интересно провести время всей семьей. Елена Морозова отмечает, что рукоделие развивает мелкую моторику, внимание и терпение, особенно у детей.
«Сам процесс интересен — создаешь свечу из материала, похожего на пластилин. Да еще и с медовым ароматом! Это действительно увлекает. Свечу можно сделать любой формы и вложить в нее особый смысл, создав таким образом маленькие источники тепла и света», — считает Елена.
А Евгения Намаконова уверена: такие события привлекают туристов, которые увозят с собой частичку амурского колорита. Так, заграничные посетители покупают матрешек и неваляшек, а российские — сувениры на память о Свободном.
В этом году фестиваль «Знаковое место» прошел 7 июня в Городском парке Свободного при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел». Гостей ждали мастер-классы по плетению, росписи, валянию из шерсти и другим ремеслам.